Занятия лечебной физкультурой являются не только лечебным, но и воспитательным процессом, поэтому для их наилучшей эффективности необходимо соблюдать определенные педагогические принципы.

На изображение показан индивидуальный подход к больномуИндивидуальный подход к больному исключительно важен. Для этого следует предварительно изучить его двигательные возможности, характер заболевания, степень нарушения функций и др. При составлении программы физкультурных занятий следует учитывать также возраст, пол, профессию и способность к приспособляемости к физическим нагрузкам.

Сознательное и активное участие больного в процессе собственного лечения является важным принципом и достигается путем умелого объяснения и подбора упражнений, при выполнении которых больной убеждается в совершенствовании своих двигательных умений, улучшении показателей физического развития и общего состояния.

Постепенность является необходимым условием успешного восстановления и совершенствования нарушенных функций. Этот принцип постепенного увеличения количества и интенсивности физических упражнений должен выполняться как в отдельных занятиях, так и на протяжении всего курса лечения.

Длительность занятий обеспечивает закрепление и совершенствование результата лечения. Занятия должны проводиться сравнительно длительное время без продолжительных перерывов. Не следует прекращать их и после выписки из больницы и курса лечения в поликлинике или санатории. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны быть частью общего режима всю жизнь, иначе утрачиваются достигнутые результаты.

Систематичность и последовательность выполнения упражнений предусматривают выполнение правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. В начале курса лечения, как правило, применяются простые элементарные упражнения с малой физической нагрузкой, затем упражнения усложняются и физическая нагрузка увеличивается. Не следует затягивать переход от легких упражнений к более трудным, так как при выполнении простых упражнений без какого-либо усилия и напряжения они не оказывают тренирующего влияния. Для выработки новых двигательных умений и для их разнообразия можно включать на каждом занятии 2 простых или 1 сложное новое упражнение.

Поочередность выполнения общеразвивающихся упражнений для различных мышечных групп со специальными упражнениями создает условия для использования организмом физиологических механизмов «активного отдыха». Это дает возможность при необходимости увеличивать объем и интенсивность упражнений, не вызывая выраженного утомления.

Наглядность и доступность упражнений имеет большое значение и особенно в занятиях с детьми, пожилыми людьми и лицами с ограниченными двигательными умениями. Упражнения по своей сложности не должны превышать возможности больных для их выполнения. У данной категории лиц объяснение упражнения должно сочетаться с его показом в зеркальном отображении.

Соблюдение цикличности в чередовании упражнений с отдыхом связано с необходимостью определения оптимального времени для отдыха между двумя упражнениями, которое позволяет начинать следующее упражнение в фазе суперкомпенсации, что способствует суммированию полученных результатов и приводит к достижению возможно наибольшего лечебного и тренирующего эффекта.

При раздельном способе проведения занятий лечебной гимнастикой, когда упражнения выполняются отдельно одно от другого, а пауза заполняется объяснением и показом упражнения, цикличность проявляется, еслипауза занимает не менее 40-50 с. При поточном способе проведения занятий с лицами тренирующего режима, когда упражнения непрерывно следуют одно за другим, пассивный отдых в сочетании с упражнениями на расслабление мышц и статическим дыханием должен занимать 1-2 мин и может повторяться в 30-минутном занятии 2 раза, в 40-минутном - 3 раза.

Принцип всесторонности предусматривает применение всех возможных средств лечебной физкультуры с целью не только местного воздействия на поврежденный орган и нарушенные функции, но также общего воздействия на организм. Действуя в качестве неспецифического терапевтического лечения, лечебная физкультура повышает общую тренированность организма, совершенствует все механизмы регуляции его жизнедеятельности.

Перечисление выше принципы являются основой для составления частных методик лечебной физкультуры и эффективного проведения занятий. Определив двигательные возможности, функциональное состояние сердечнососудистой системы и дыхательного аппарата с учетом состояния других органов и систем, возраста и тренированности больного, можно выбрать специальные упражнения, способные оказать непосредственное положительное влияние на течение заболевания и восстановление нарушенных функций.

Важным для составления частных методик лечебной физкультуры является определение лечебных задач для каждого больного. Для отдельных больных эти задачи будут ограничиваться выработкой бытовых двигательных навыков самообслуживания, для других возможно восстановление полной или ограниченноой трудоспособности, а для третьих больных возможно полное выздоровление и занятия спортом.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно