Применение каждого лечебного средства основано на его дозе: разовой, суточной и всего курса лечения. Это в полной мере относится и к лечебной физкультуре. Под дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной величины физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и всего занятия: утренней или лечебной гимнастики, дистанции и скорости дозированной ходьбы и т. п., а также и всей двигательной деятельности в течение дня. А это представляет определенные трудности и требует знаний, умения и-опыта.На изображении показана физическая нагрузка, бег

Трудность дозировки зависит от особенностей метода лечебной физкультуры, характеризующегося активным участием больного в процессе собственного лечения и необходимостью применения в занятиях физических упражнений с оптимальной нагрузкой, не превышающей силы и возможностей конкретного больного. Физическая нагрузка зависит от многих условий и факторов.

1.ИП имеет значение для правильного выполнения физических упражнений. Оно может упростить или усложнить их и сделать более легкими или более трудными, т. е. уменьшить или увеличить физическую нагрузку. Выбор ИП определяется характером заболевания, степенью нарушения функций и видом упражнений. В начальном периоде занятий, когда физические и функциональные возможности больных снижены, ИП должны упрощать и облегчать выполнение упражнений, а позднее, при улучшении состояния больных, усложнять их. Из большого разнообразия ИП в лечебной физкультуре наиболее часто используют положения лежа, сидя и стоя.

2.Величина и число мышечных групп, участвующих II упражнениях, также определяют физическую нагрузку. Чем меньше мышечных групп участвует в упражнении, тем меньше и нагрузка, и наоборот. Это дает возможность выполнять принцип постепенности в увеличении физической нагрузки. Следует начинать занятия с упражнений небольших мышечных групп.

3.Амплитуда движения влияет на величину нагрузки прямо пропорционально - чем она больше, тем и нагрузка больше, и наоборот. При полном сокращении мышца производит движение крайней амплитуды, физиологически возможной для данного сустава.

4.Число повторений отдельных упражнений-самый простой способ дозирования физической нагрузки. Чем больше повторов отдельных упражнений в данном занятии, тем больше нагрузка. Чем меньшая группа мышц включена в упражнения, тем большее число раз их можно повторять.

5.Темп выполнения упражнения имеет большое значение для дозирования. Он может быть медленным, средним и быстрым. Его определяют соответственно общему состоянию здоровья больного, степени нарушения двигательной функции и количеству упражняемых мышечных групп.

6.Ритм облегчает выполнение физических упражнений, так как ритмичное сокращение и расслабление мышц ускоряет выработку автоматизма движений, улучшает крово- и лимфообращение.

7.Точность выполнения заданных движений в начале занятий вызывает увеличение нагрузки, но затем, по мере выработки автоматизма движений, способствует ее уменьшению. Но при парезах, особенно центрального происхождения и травматических контрактурах, точность выполнения упражнений для больных оказывается трудновыполнимой, а это увеличивает нагрузку.

8.Сложные упражнения охватывают одновременно большое число мышечных групп, требуют координации их деятельности, большого напряжения воли и внимания, создают большую нагрузку и вызывают утомление. Начинать надо с простых упражнений и в зависимости от общей тренированности переходить к более сложным. При выработке и тренировке двигательных навыков хорошие результаты дают упражнения на координацию движений, балансирование, равновесие и др.

9.Упражнения на расслабление мышц и статические дыхательные упражнения используют как средства, снижающие нагрузку. Применение упражнений на рсслабление мышц особенно желательно у ослабленных больных. Эффективны они при длительности около 1 мин. Статические дыхательные упражнения применяют после нагрузочных упражнений и у ослабленных больных. Чем больше дыхательных упражнений в процедуре лечебной гимнастики, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным упражнениям может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

10.Положительные эмоции устраняют подавленность, обусловленную заболеванием. Чем больше положительных эмоций возникает во время занятий лечебной физкультурой, тем легче переносятся они больными и быстрее наступает лечебный эффект. Скучные занятия вызывают быстрое утомление, снижают интерес и желание заниматься. Для создания фона положительных эмоций используют игровые упражнения и различные игры, музыку, применяют упражнения с предметами и снарядами, которые наглядно подтверждают совершенствование качества и объема двигательных умений (навыков) у занимающихся.

11.Степень усилия при выполнении упражнений имеет большое значение при тренировке паретичных и гипотрофированных мышц и при необходимости развития силы мышц у больных, профессия которых связана с большими мышечными напряжениями. Для выполнения этой задачи наиболее эффективными упражнениями следует считать динамические упражнения при преодолевающей работе с усилением 70-80% максимальной силы данных мышц и изометрические упражнения с усилием, близким к предельному напряжению. При восстановлении и развитии скорости сокращения мышц лучшими упражнениями являются динамические упражнения, выполняемые с напряжением 20-25% от предельного для данных мышц.

12.Принцип рассеянной нагрузки в дозировании физической нагрузки состоит в том, что физические упражнения выполняются в определенной последовательности преимущественного охвата различных мышечных групп. Вначале упражнения даются для мышц рук и пояса верхних конечностей, затем для мышц ног и пояса нижних конечностей, потом для мышц туловища и шеи и т. д. Общая нагрузка в занятиях лечебной или утренней гимнастикой должна равномерно и последовательно распределяться на все мышцы тела. Такое чередование упражнений предупреждает преждевременное развитие утомления и улучшает кровообращение.

13.Использование предметов и снарядов, как правило, усложняет упражнение и тем самым увеличивает нагрузку, но иногда их применение может уменьшить усилие при выполнении напряжений отдельных мышечных групп. Например, приседание с опорой на руки выполняется с меньшим усилием мышц ног и пояса нижних конечностей, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и одновременно увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки и т. п.

Учитывая все сказанное, зная назначенный больному режим движений и проводя медико-педагогические наблюдения, можно относительно точно дозировать физическую нагрузку каждому больному.

Следует всегда помнить: нагрузка должна быть чуть меньше оптимальной. Общая физическая нагрузка на занятиях физическими упражнениями определяется ее интенсивностью, длительностью, плотностью и объемом. Важное значение имеет также и частота занятий. Все эти параметры измеримы и могут учитываться количественно. Оздоровительный и лечебный эффект физическими упражнениями от занятий наблюдается только в том случае, если интенсивность занятий будет соответствовать определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40% в начале и до 80-90% в конце курса лечения.

Пороговая интенсивность определяется путем выполнения нагрузок на велоэргометре, возрастающей мощности от 50 до 500 кгм/м и больше. Увеличение нагрузок продолжают до появления изменений, свидетельствующих о пределе их переносимости. Длительность нагрузки определяется общим временем физкультурных занятий. Плотность нагрузки определяется временем фактического выполнения упражнений и выражается в процентах к общему времени занятий.

Объем нагрузки представляет общую работу, выполненную на физкультурном занятии; если отдельные физические упражнения повторяются равномерно без перерывов (поточный метод), то он будет регулироваться интенсивностью и длительностью этой работы. При интервальном (раздельном) методе объем нагрузки будет зависеть от плотности занятий.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно
Врач общей практики платный терапевт.