На изображении показано растениеВнедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность неразрывно связано с ее упорядочением как на федеральном, так и на региональном уровне. 

О том, как это происходит в Нижегородской области и насколько успешно на деле решается основная задача - лекарственное обеспечение населения, рассказывает начальник Нижегородского областного фармацевтического управления Светлана КОНОНОВА. - Сложившийся за последние годы механизм лекарственного обеспечения действует в настоящее время у нас на основе сочетания рыночных принципов с мерами государственного регулирования, направленными в первую очередь на социальную защиту населения.

К сожалению, механизм этот на существующей экономической и правовой базе никак не может набрать должного ускорения, хотя серьезные изменения в формировании лекарственной политики на региональном уровне произошли. В частности, с созданием областного фармуправления возобновились государственное управление фармрынком, контрольза деятельностью всех его субъектов независимо от форм собственности. А это весьма важно в условиях такой разветвленной аптечной сети, как в Нижегородской области, которая ныне насчитывает более 1300 учреждений, в том числе 45 проц. - государственной и муниципальной формы собственности (увеличение сети в текущем году составило 11 проц.).

Только с начала 1999 года объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения увеличился почти на половину. Это, если считать в денежном выражении (не учитывая роста цен). В этой связи, думаю, более показательна такая статистика: за 9 месяцев текущего года один житель области потребил лекарственных средств на 184,2 руб. против 125,1 руб. за тот же период предыдущего года (рост - 147 проц.). В то же время расходы на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение составили всего 44,8 млн руб. (рост 104 проц.). Иными словами, из-за ограниченных возможностей бюджетов всех уровней, низкой покупательной способности населения фактическое обеспечение оптимальной потребности населения области и ЛПУ в лекарствах и изделиях медицинского назначения составило лишь 33,2 проц. (по бесплатным и льготным рецептам и того меньше - 19,6 проц.). ЛПУ никак не могут выйти из должников, что значительно усложняет финансовое положение государственной и муниципальной аптечной сети, из оборота которой ежемесячно отвлекается 4-15 млн руб.

В силу складывающихся обстоятельств растет потребление медикаментов за счет личных средств граждан, хотя резкое удорожание их в результате экономического кризиса в стране в августе 1998 года сделало приобретение лекарств из собственного кармана для большинства малообеспеченных почти невозможным. С целью упорядочения лекарственной помощи населению администрация области, Департамент здравоохранения, Фармацевтическое управление постоянно предпринимают меры, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Вопросы лекарственного обеспечения за последние месяцы неоднократно рассматривались на оперативных совещаниях у губернатора и вице-губернатора области, обсуждались на коллегии Департамента здравоохранения.

Целенаправленная работа соответственно дает позитивные результаты. Так, расширен ассортимент до 3900 наименований, то есть на 200 больше прошлогоднего. При ЛПУ сегодня функционируют 189 аптечных пунктов 1 - и категории, что помогает не только своевременно обеспечивать больных, но и экономить бюджетные средства (от 2 до 9 проц. в разных ЛПУ). Надеемся, что внедрение формуляров лекарственных средств в широкую практику позволит более рационально использовать денежные средства и материальные ресурсы, усилит контроль за назначением лекарств больным. На фармацевтическом рынке области удалось изменить наконец соотношение импортных и отечественных лекарств в сторону увеличения доли изделий российского производства (до 50 проц.).

Кстати, анализ оптовых цен по 21 наименованию лекарств показал, что по 16 (а это 72 проц.) у нижегородских оптовых фармацевтических фирм цены ниже, чем в других регионах страны, включая Москву, Самару, Чебоксары. Розничные цены в большинстве случаев тоже ниже средних по РФ. Создался и другой солидный задел для более успешной работы в будущем по обеспечению населения региона лекарствами и товарами медицинского назначения.

В частности, расширяются договорные отношения государственных органов управления с оптовыми фармпредприятиями по поддержанию на рынке необходимого ассортимента лекарств и медицинских изделий. На конкурсной основе определены 11 предприятий - поставщиков жизненно важных лекарственных средств, работающих на фармрынке с применением пониженной снабженческо-оптовой надбавки.

Разработан комплекс мер по изменению системы ценообразования с акцентом на государственное регулирование. Налажен еженедельный мониторинг цен по определенной группе лекарств. Специалисты областного Фармацевтического управления за последнее время проверили десятки аптечных учреждений и ЛПУ на предмет соблюдения нормативной базы, регулирующей фармдеятельность. Входят в практику тендеры при централизованных закупках лекарств. К примеру, два последних определили поставщиков 20 наименований противодиабетических препаратов на сумму 11,3 млн руб. за счет средств территориального фонда ОМС, причем часть - в порядке взаимозачетов с ОАО "ГАЗ", что также дало заметную экономию.

Основательную работу провели мы по расчету оптимальной потребности населения и ЛПУ области в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения (по всей номенклатуре) на 2000 год. Заканчивается создание центра по сертификации лекарственных средств на базе областного центра контроля качества лекарств. Разработана программа по обеспечению доступности лекарственной помощи населению с системой компьютерного учета и информации оборота лекарственных средств. В стадии разработки областной закон "О фармацевтической деятельности" и многое другое. Проводимые мероприятия, надеемся, позволят стабилизировать состояние лекарственной помощи в регионе.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно