На изображении показан аппарат УЗИОбщеизвестно, что из одних и тех же бед можно выбраться разными способами. Особенно удачно путь в будущее прокладывает тот, кто заранее продумал, что и когда нужно предпринимать. 

После разговора с начальником Департамента здравоохранения администрации Костромской области Валентином КУЛЬКОВЫМ сложилось мнение, что планы реальны, осуществимы и полезны для изучения другими. - Все наши поиски преследуют одну цель - сохранить в нынешних тяжелых экономических условиях кадровый потенциал, материально-техническую базу ЛПУ, не снизить нормативно регламентируемые объемы и качество оказываемой медицинской помощи (в соответствии с общероссийскими стандартами).

При создании своей областной концепции развития здравоохранения нам пришлось учитывать многие серьезные факторы. На протяжении нескольких последних десятилетий в области не создавались центры с высокими медицинскими технологиями. Пациентов направляли в соседние регионы, в основном имеющие медвузы, - Нижний Новгород, Ярославль, Иваново и другие. Пришлось учитывать огромную протяженность области и низкую плотность населения - 12 человек на один кв. км. У нас оказалось избыточное число коек в стационарах, причем расположены они порой очень нерационально.

Сказалось резкое расширение сети шоссейных дорог, увеличение возможностей оперативного размещения больных в крупных стационарах, где их лечат быстрее и более квалифицированно. Учитывая эти и многие другие факторы, мы создали и после обсуждения представителями медицинской общественности и одобрения на заседании коллегии при главе администрации начали реализовывать областную концепцию развития здравоохранения.

Одновременно в мае 1998 года была одобрена территориальная программа оказания бесплатной медицинской помощи и тем самым выбран вектор направлений на следующие годы. Процесс сложный и болезненный. Нерационально работающие койки постепенно превращаем в медико - социальные. Это особенно важно для глубинных сельских участковых больниц, но думаю, что со временем и ближайшие к Костроме будут востребованы жителями областного центра. Реструктуризируя объемы оказываемой медпомощи, мы стараемся сократить долю ее высокозатратных форм - стационарного лечения, вызовов скорой помощи.

Делаем ставку на амбулаторно-поликлиническую помощь, стационары на дому и другие виды стационарозамещающих технологий. Анализ показал, что в ряде районов без объективной необходимости госпитализируются от 30 до 35 проц. пациентов. В этом проявляется менталитет медиков этих районов и самих жителей. Чтобы его изменить, понадобятся годы. Вообще же для перелома в сознании и населения, и медиков, и глав администраций приходится затрачивать много усилий. Проводим семинары, ежемесячный мониторинг ситуации, аппаратные совещания главврачей. Подходит время модернизации технического парка ЛПУ.

Ясно, что за 1-2 года мы не сможем поставить во все ЦРБ современную рентгеновскую и УЗИ-аппаратуру фиброскопы и т. п. Вызревает идея создания межрайонных центров. Заботясь о повышении качества медицинских кадров, мы регулярно проводим обязательную учебу с последующий сертификацией. На сегодня у нас аттестовано 54 проц. врачей и 44 проц. среднего медперсонала. К 1999 году мы постепенно перешли на подушевой принцип финансирования здравоохранения. С этим очень тесно связан и вопрос межбюджетных отношений. Районы, где оказывают специализированную помощь, в том числе жителям других территорий, несут определенные расходы на здравоохранение и нуждаются в привлечении бюджетных средств соседних муниципальных образований.

Модернизируя диагностическое и лечебное оборудование, мы тем самым в итоге значительно удешевляем процесс оздоровления. Вначале, когда мы только поставили такую задачу, казалось, что осуществить ее будет чрезвычайно сложно. Но нам повезло. 15 декабря 1998 года постановлением Правительства РФ была принята программа социально-экономического развития Костромской области. А в ней целый блок, 12 подпрограмм в здравоохранении, которые предусматривают развитие и совершенствование лечебно-диагностической базы служб онкологии, кардиологии, нефрологии, гемодиализа и других.

Осуществляться программа стала в начале 1999 года, к сегодняшнему дню мы уже получили маммографы, аппараты для холтеровского мониторирования, рентгеновское оборудование, эндоскопические стойки и аппаратуру (для ЛПУ области), комплекс аппаратов "искусственная почка" для отделения гемодиализа (медобъединение N 1).

Мы надеемся, что за предстоящие пять лет реализации этой программы в значительной мере обновим технический арсенал ЛПУ на приоритетных для нашей области направлениях. Уже сегодня мы подошли к рубежу, когда исчерпываются возможности организационно-управленческих механизмов воздействия на объемы оказания медицинской помощи, процесс реструктуризации. Это побуждает нас вместе с территориальным фондом ОМС осознанно подходить к внедрению экономических стимулов в процессе реструктуризации объемов медпомощи. Как уже говорил глава администрации области, мы многое связываем с реализацией подписанного трехстороннего соглашения с Минздравом России и Федеральным фондом ОМС. От последнего мы в 1999 году получили значительную материальную помощь.

Только что пришло сообщение, что в рамках Федеральной программы "Безопасное материнство" нам направлено 4 млн руб. Мы намерены создать единую модель здравоохранения в области - бюджетно-страховую, для чего постоянно работаем с районными и муниципальными администрациями. Будут аккумулироваться средства бюджетов, составляющие основную долю расходов, фонда обязательного медицинского страхования и внедряющегося на рынок добровольного медицинского страхования. То, что мы уже двигаемся по перечисленным мною направлениям, вселяет надежды на выживание отрасли и в завтрашних нелегких условиях.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно