На изображении показан полис ОМССегодня мало кто усомнится в дееспособности системы обязательного медицинского страхования, значимости ее участия в реализации государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению.

Как это происходит в Костромской области, мы попросили рассказать исполнительного директора Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования Льва ЧЕРНОВА. - Действительно, даже противники внедрения ОМС вынуждены сегодня признать, что обязательное медицинское страхование окончательно стало реально действующим источником финансирования здравоохранения, причем источником строго целевого назначения.

Внедрение системы ОМС позволило получить не только новый экономический механизм финансового обеспечения лечебных учреждений, но и инструмент, который дает возможность влиять на структуру медицинской помощи, необходимой населению области. Становление ОМС начиналось в условиях затратной, существующей без всяких экономических рычагов системы здравоохранения.

Сегодня сеть лечебно - профилактических учреждений медленно, но изменяется, и средства обязательного медицинского страхования создают предпосылки к переносу акцента с дорогостоящих видов медицинской помощи на менее затратные. Как же развивалась система обязательного медицинского страхования в Костромской области, если ее рассматривать как финансовый источник? Назову лишь несколько цифр. Сегодня 80 проц. лечебнопрофилактических учреждений области работают в системе обязательного медицинского страхования. За три года финансирование здравоохранения со стороны областного фонда выросло более чем в два раза.

При этом следует подчеркнуть, что коренным образом меняется структура расходования средств, направляемых в лечебные учреждения. Так, если в 1996 году на финансирование областной программы обязательного медицинского страхования шло лишь 37,9 проц. от всех перечисленных в систему здравоохранения средств, в 1997-м - 64,9, в 1998-м - 80,5, то в прошедшем году оно составило почти 86 проц. Следует подчеркнуть и тот факт, что увеличение доли средств обязательного медицинского страхования в системе здравоохранения сопровождается, к сожалению, снижением бюджетного финансирования. В течение последних 10 лет доля расходов на здравоохранение из бюджетов разных уровней постоянно уменьшается. Если в начале 90-х годов она составляла около 25 проц., то в настоящее время - 12-15 проц. ("Медицинский вестник", 1999, N 20, с. 3).

Не является исключением и наша область. Если до 1994 года финансирование здравоохранения осуществлялось в пределах 70 проц. от потребности, то начиная с 1995-го этот процент постоянно снижается, в настоящее время он ниже 40. Об этом свидетельствует и динамика роста доли средств обязательного медицинского страхования в консолидируемом бюджете лечебных учреждений. Если в 1999 году она составляла 22,3 проц., то по состоянию на 1 декабря 1999 года - 37,5 проц. Средства системы обязательного медицинского страхования на данном этапе являются немаловажным и главное стабильным источником финансирования лечебных учреждений области. Не скажу, что эта проблема решается легко.

Просроченная задолженность в фонде обязательного медицинского страхования составляет более 82,5 млн руб. Хотя, располагая современной компьютерной техникой, мы организовали ежедневный учет и контроль за прохождением средств, поступающих от плательщиков. Представители фонда активно участвуют в работе комиссий по совершенствованию системы платежей и расчетов, банкротству предприятий при администрациях области, городов и районов. Областной фонд ведет принудительное взыскание задолженности. За три последних года так было получено 27,2 млн руб. За это же время с организаций-неплательщиков и банков по решениям арбитражных судов было взыскано 26,5 млн руб.

Кстати, следует отметить, что в последние два года областной фонд очень активно использует эту форму. Вместе с тем мы сегодня видим, что менее 1 проц. плательщиков страховых взносов имеют просроченную задолженность более 20 млн руб. Здесь мы работаем через систему взаимозачетов. Каждый год глава администрации области утверждает программы по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, подготовке их к работе в зимних условиях, приобретения медицинского оборудования, и, как результат, нам удалось за последние два года сократить просроченную задолженность предыдущих лет на 31 млн руб.

При непосредственном участии фонда за три года для лечебнопрофилактических учреждений области приобретено 44 единицы техники, медицинское оборудование на сумму более 5 млн руб. Отремонтировано более 60 отделений в центральных районных больницах. При нашем активном участии проведена реконструкция и приобретено оборудование для Парфеньевской ЦРБ, стоматологической поликлиники Буйской ЦРБ, Николо-Шангского межрайонного диспансера Шарьинской ЦРБ. И здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о "живых" деньгах, а о просроченных платежах. Другими словами, о долгах фонду со стороны плательщиков, которые бы никогда не были получены.

Пожалуй, самой серьезной проблемой остаются бюджетные неплатежи за страхование неработающего населения. Беда в том, что порой главы администраций городов и районов не понимают, что в соответствии с законом именно они несут персональную ответственность перед своими избирателями за реализацию Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на своей территории. И поэтому они считают, что эти обязанности за них должен выполнять кто-то другой.

В прошедшем году впервые позиция руководителей семи муниципальных образований изменилась, с ними заключены договора на страхование неработающего населения. Как результат, в 1999 году платежи на неработающее население выросли до 23 проц., хотя до этого они не превышали 1 проц.

Поэтому задачей на новый, 2000 год мы считаем застраховать все население области и добиться исполнения Закона об обязательном медицинском страховании. Благодаря поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда ОМС заключено трехстороннее соглашение по вопросам организации медицинской помощи населению области. В результате Костромская область была включена в Федеральную программу "Безопасное материнство" и получила значительные субвенции на погашение бюджетных долгов по заработной плате медицинским работникам.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно