Психическая деятельность рассматривается как свойство мозга: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи». Следовательно, органом психической деятельности является головной мозг.

Все психические процессы неразрывно связаны между собой и представляют различные стороны единой психической деятельности человека. Различают:1) интеллектуальные процессы, обусловливающие познавательную деятельность человека;2) эмоциональные процессы, благодаря которым проявляется отношение человека к окружающим его явлениям и к самому себе; 3) волевые процессы, которыми обусловливается деятельность человека.

На изображении показано как психиатры видят насПознавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого в головном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Человек слышит звуки, различает запахи, цвета благодаря органам чувств (слух, зрение, обоняние и др.). 

Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны (качества) предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т. е. целостные образы этих предметов. Например, восприятие дерева складывается из совокупности ощущений размера, цвета, формы. Воспринятые образы закрепляются, сохраняются в мозге. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений называются представлениями. Представление - мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жизненный опыт, тем больше у него представлений. Способность человека сохранять следы прошлых восприятий, ощущений и воспроизводить их в виде представлений (образов предметов), понятий называется памятью.

Высшей формой познавательной деятельности человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять то, что отражается в восприятиях и представлениях. В результате мышления создаются понятия, суждения, умозаключения. Мышление находится в неразрывной связи с речью. Например, человек смотрит на картину. Он прежде всего ощущает различные цвета и форму (красное, зеленое, белое, круглое, овальное и др.), которые складываются в определенные предметы и образы. Сопоставляя полученные восприятия - шеренги людей, одетых в спортивную форму, флаги, оркестр, пользуясь запасом представлений из прежнего опыта, человек в результате всего этого делает умозаключение, что на картине изображен парад физкультурников. Сделать умозаключение можно лишь при наличии мышления.

Итак, мышление - это обобщенное и наиболее полное и точное отражение действительности.

Другой стороной единой психической деятельности являются эмоции (чувства), в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности и к самому себе. Так, рассматривая картину, человек испытывает определенные чувства, т. е. проявляет свое отношение к воспринимаемому. Эти чувства могут выражаться удовлетворением, радостью. Плохо нарисованная картина может вызвать чувство досады и неудовольствия.Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувством. Он проявляет стремление, желание, вносит те или иные изменения в окружающую среду, что выражается в поступках, действиях. Все эти проявления называются волевыми процессами. К волевым процессам относится и активное внимание. Таким образом, можно сказать, что сама познавательная деятельность невозможна без волевых процессов.

Каким же образом осуществляются все эти сложнейшие психические процессы? Что лежит в их основе? Эти вопросы на протяжении длительного времени занимали умы философов и естествоиспытателей.Выдающиеся русские революционные демократы XIX века В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский материалистически подошли к решению вопроса о сущности психики и рассматривали ее как продукт деятельности головного мозга.

Естественнонаучное подтверждение эти высказывания нашли в замечательных физиологических исследованиях И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Без знакомства с основными положениями учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова невозможно правильное понимание и изучение психических процессов. Множество различных раздражений постоянно поступает через рецепторы в головной мозг человека. К ним относятся разнообразные звуки, оттенки красок, тепловые или холодовые раздражители, импульсы из внутренних органов. Все они воспринимаются, как говорил И.П. Павлов, первой сигнальной системой. Любой из этих раздражителей может при определенных условиях вызвать тот или иной условный рефлекс.

Таким образом, И.П. Павлов рассматривал условнорефлекторную деятельность как сигнальную деятельность. Первая сигнальная система присуща и животным, и человеку.

Однако у животных сигналами первой сигнальной системы ограничивается все восприятие окружающей среды и определяется поведение на протяжении всей жизни.У человека на основе первой сигнальной системы действительности в неразрывной связи с ней «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых» (И.П. Павлов). С деятельностью второй сигнальной системы И.П. Павлов связывал способность человека к общению с другими людьми через речь, письмо, а также способность к мышлению.

В связи с наличием у человека второй сигнальной системы И.П. Павлов выделил три основных типа высшей нервной деятельности, присущих только человеку, и положил в их основу соотношение между первой и второй сигнальными системами: 1) художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы; 2) мыслительный тип с преобладанием второй сигнальной системы; 3) средний тип с уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. Люди художественного типа ярко, образно воспринимают действительность. Они уверенно чувствуют себя в окружающей обстановке.

Люди мыслительного типа склонны к рассуждениям, нередко к сомнениям, они бывают нерешительны.В основе нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения, которые постоянно сменяют друг друга. Обычно смена одного процесса другим происходит быстро.

В патологии возбуждение или торможение может долго не сменяться одно другим. В этих случаях речь идет о появлении застойного (инертного) очага возбуждения или торможения.Переход от возбуждения к торможению может происходить через определенные промежуточные состояния нервной клетки, которые называются фазовыми состояниями (гипнотическими фазами). Обычно нервные клетки на сильный раздражитель дают более сильную ответную реакцию, чем на слабый, при наличии же фазовых состояний реакция нервных клеток меняется.

В зависимости от того, как реагируют нервные клетки на раздражители разной силы, выделяют различные фазы. Уравнительная фаза характеризуется тем, что в ответ на сильный и слабый раздражители получается одинаковая по силе реакция. Парадоксальная фаза - на слабые раздражители возникает большая по силе реакция, чем на сильные.

Ультрапарадоксальная фаза - ответной реакции не наступает ни на сильные, ни на слабые положительные раздражители; она возникает в ответ на тормозной раздражитель, т. е. на такой, который до возникновения этой фазы вызывал в клетках торможение. Наркотическая фаза (гипнотическая)-постепенное затухание условных рефлексов вначале на слабые, затем на средние и, наконец, на сильные условные раздражители. Если развивается полное торможение, клетки перестают реагировать на любые раздражители.

Гипнотические фазы у здоровых людей можно наблюдать в момент засыпания, просыпания или неглубокого сна. При некоторых психических заболеваниях частичное торможение может сохраняться и в состоянии бодрствования.И.П. Павлов различал три вида торможения: внешнее, внутреннее и охранительное (запредельное). Примером внешнего торможения может служить следующее явление. Если в коре большого мозга возникают два очага возбуждения, то более слабый из них, согласно закону отрицательной индукции, затормаживается.Внутреннее торможение осуществляется в коре большого мозга. Оно образуется так же, как и условные, временные связи, и лежит в основе тормозных условных рефлексов. И.П. Павлов выделил несколько видов внутреннего торможения: угасательное, запаздывающее и дифференцировочное. Внутреннее торможение имеет существенное значение в поведении человека. Ослабление его приводит к ряду нарушений. Процесс внутреннего торможения, распространяющийся по всей коре большого мозга, участвует в наступлении сна.

Величина ответной реакции нейрона зависит от силы раздражителя. Может наступить такой момент, когда клетка перестает справляться с предъявляемой нагрузкой. В этих случаях в ответ на раздражения в ней развивается запредельное (охранительное) торможение, которое является охранительным потому, что предохраняет клетку от разрушения.

Нейроны восстанавливают свои энергетические запасы, находясь в состоянии торможения. На основании этого положения И. П. Павловым было теоретически обосновано охранительное и лечебное значение сна.Психические нарушения составляют суть психических заболеваний. В одних случаях они носят глубокий характер, сопровождаются выраженными расстройствами осознания реальной действительности, патологическим поведением.

Такие формы психических нарушений, соответственно болезней, называют психозами в отличие от пограничных форм нарушений психической деятельности (неврозы, психопатии, личностная патология при органических поражениях головного мозга, задержки интеллектуального развития и др.).

В ряде случаев психические расстройства не складываются в целостную картину психической болезни, а являются отдельными проявлениями какого-либо иного, например, соматического, неврологического заболевания. Однако эти границы условны, так как нередко эти психические расстройства могут достигать психотического уровня (так называемые симптоматические психозы), по мере течения заболевания - занимать доминирующее положение в клинической картине. В качестве примера можно привести травматический психоз, нарастающее слабоумие после перенесенной травмы головы.

Диагностика психических болезней связана в первую очередь с распознанием отдельных его проявлений, признаков, т. е. симптомов. Определенная совокупность симптомов называется синдромом. Если симптом, как правило, нозологически нейтрален, то синдром и особенно последовательная смена синдромов позволяют судить об этиологии, т. е. причине возникновения тех или иных психических нарушений.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно