Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, развивающееся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, в родах или в раннем детском возрасте, т. е. когда развитие мозга еще не закончено. Заболевание длится несколько лет, а при тяжелом его течении - всю жизнь.

Детский церебральный паралич (ДЦП) возникает под влиянием различных эндо - и экзогенных факторов, действующих на организм плода или ребенка первых месяцев жизни,- инфекций, гипоксии, интоксикаций, различных иммунных конфликтов между матерью и плодом и т. д. Как и многие заболевания нервной системы (эпилепсия, олигофрения, гидроцефалия), ДЦП - заболевание полиэтиологическое.

Клиническая картина. Основу клинической картины ДЦП составляют двигательные расстройства - параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия и пр., наряду с ними отмечается патология речи и психики. Клинические проявления ДЦП полиморфны и зависят от характера и степени нарушения развития и патологических изменений мозга как в целом, так и тех или иных его систем.

Особенно значимыми и сложными оказываются нарушения регуляции тонуса мышц - по типу спастичности, или атонии, реже дистонии.На изображении показан ребенок с детским церебральным параличом

Диагноз ДЦП, особенно в первые месяцы жизни, ставят прежде всего с учетом двигательной патологии. У ребенка первых недель жизни, страдающего ДЦП, значительно ослаблены или вовсе отсутствуют врожденные двигательные рефлексы, выявляется патологическая активность тонических рефлексов, в дальнейшем формируются патологические синергии, неправильные установки туловища, конечностей, а позже - контрактуры и деформации. Все движения оказываются значительно затрудненными, формируется патологический двигательный стереотип.

Патология развития мозга может проявляться и в задержке и нарушении психического развития: интеллектуальное отставание, проявления психоорганического синдрома (инертность, тугоподвижность психики, снижение памяти, неустойчивое внимание, церебрастенические явления).Выделяют следующие пять форм заболевания.

Болезнь Литтла (спастическая диплегия) - тетрапарез. Верхние конечности поражаются в значительно меньшей степени, чем нижние. Ребенок может научиться писать, обслуживать себя, может овладеть рядом трудовых навыков. Задержку психического развития при рано начатом, систематическом лечении можно успешно преодолеть, и ребенок может пойти в обычную или специализированную школу для детей с церебральными параличами.Прогностически эта форма вполне благоприятная при условии правильного систематического лечения в течение ряда лет.

Двойная гемиплегия. Вследствие тяжелого поражения полушарий большого мозга приобретают высокую патологическую активность структуры ствола, стимулирующие тонус мышц. Ригидность распространяется на все мышцы туловища и конечностей (чаще верхних). Ребенок не владеет руками, не может стоять, сидеть, не ходит. Как правило, у этих детей не удается добиться развития моторики, имеют место выраженные расстройства интеллекта, речи.

Гиперкинетическая форма. Наряду с парезами или параличами наблюдаются гиперкинезы различного типа (хореоатетоз, двойной атетоз, баллизм, хореический гиперкинез и др.). У 90% больных наблюдаются речевые нарушения.

Развитие интеллекта лишь слегка задерживается. Однако имеются психоорганический синдром, церебрастенические расстройства. Прогностически это вполне благоприятная форма для обучения, в меньшей степени - для социальной адаптации, которой мешают гиперкинезы, гиперкинетическая дизартрия.

Мозжечковая (атонически-астатическая) форма. В отличие от остальных форм заболевание характеризуется низким тонусом мышц. Помимо гипотонии, выявляются атаксия, дисметрия, тремор кистей рук, головы, интенционное дрожание, мозжечковая или псевдобульбарная дизартрия (у 60-75% детей). Прогностически эта форма благоприятна, если нет выраженной олигофрении.

Гемипаретическая форма. Конечности на стороне поражения постепенно отстают в росте, выявляются нарушения трофики. У каждого третьего больного выявляются олигофрения, псевдобульбарная дизартрия, в половине случаев - задержка психического развития.

Как правило, дети достаточно обучаемы, адаптированы.Каждая из перечисленных форм заболевания может быть осложнена одним или несколькими из следующих синдромов: судорожный, гипертензивный, гипоталамический (диэнцефальный), гиперкинетический, мозжечковый.Основываясь на клинических проявлениях заболевания, выделяют три его стадии: раннюю, начально-резидуальную и конечно-резидуадьную.

В ранней стадии, которая длится несколько месяцев после рождения, на первый план выступают расстройства ликворо- и гемодинамики, последствия воспалительного процесса или его активные проявления.

В терапевтический комплекс включают дегидратационные, противосудорожные, рассасывающие средства, вслед за которыми назначаются средства, стимулирующие деятельность мозга. Активно проводят массаж и лечебную физкультуру, стимулируют предречевое развитие.

Вначально - резидуальной или, если процесс, начавшийся до рождения, не закончен - резидуально-хронической стадии болезни также проводят активную дегидратационную, противосудорожную (при необходимости) терапию, а также противовоспалительную и рассасывающую.

При тяжелом течении болезни назначают дексаметазон. Обязательны - препараты, стимулирующие миелинообразование,- пропер-мил, пиридоксин в больших дозах (2-3 мл 2,5% раствора), пирогенал. Назначают также препараты, нормализующие тонус мышц - мидокалм, изопротан (скутамил-Ц), и средства, стимулирующие деятельность мозга - церебролизин, пи-ридитол (энцефабол), цианокобаламин (по 300-400 г) и др.Проводят ежедневную специальную лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом. Обязательно ортопедическое лечение.

В конечно - резидуальной стадии болезни, которая проявляется «развитием контрактур, деформаций, наряду с указанными выше методами необходимо санаторно-курортное, а также специальное ортопедическое лечение. Продолжают занятия с логопедом. В этой стадии заболевания очень важна психокоррекционная работа для восстановления нарушенных корковых функций.

 
Нервы и психика
ЛФК и массаж
Хирургия
Нейрохирургия
Посмотреть
Интересно